Messages

Ludmila | 25.04.13

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь литературу по следующему вопросу: Historical development of the phoneme in linguistics. Честно говоря, я даже не слишком поняла, что имеется в виду под историческим развитием фонемы. Может быть, phoneme theory, различные взгляды на нее и школы? Заранее вам благодарна.

Answer:

Имеются в виду изменения гласных и согласных в истории развития английского языка. В Интернете много материалов на английском языке по этому вопросу. Например, статья в английской Wikipedia "Phonological history of the English language", в конце которой есть ссылки на другие статьи по данной теме. Материалы на русском языке можно найти в поиске Google по фразам типа История развития фонемы в английском языке.

Zhanna | 19.03.13

Почему в разделе фонетики, в таблице гласных звуков, на вашем сайте, слова gun, cut и т.д. находятся в столбике нейтрального звука?

Answer:

Это объяснено в примечании (в конце) в том же материале, т.е. English Vowel Sounds, а также более подробно в материалах Vowels Glossary of Terms в разделе Phonetics и Spelling Patterns for Vowels в разделе Writing, в частях про нейтральный звук (the neutral sound). Также можно в поиске по сайту найти объяснения и примеры.

В британских материалах для этого звука в ударном положении в таких словах как gun, cut используется знак транскрипции [ʌ] (caret), а в неударном положении в таких словах как around, lesson используется знак транскрипции [ə] (schwa). В американских фонетических материалах тоже используются такие обозначения, но в материалах ESL довольно часто используется [ə] и для ударного звука, и для неударного звука: [gən], [kət], [ə'raund], ['lesən].

В американском произношении эти звуки фактически представляют собой ударный и неударный варианты одного и того же звука (и почти одинаковое описание у этих звуков), поэтому во многих американских учебных материалах для их обозначения используется один и тот же символ транскрипции. Ну и тоже важно, что в Интернет-материалах [ə] отображается лучше, в том смысле, что caret в некоторых браузерах показывается в виде пустого квадратика.

Marge | 4.01.13

Thank you for your excellent website. I am an ESL teacher and happened to find your website while looking for final consonant clusters. You have a huge list of them! However, I do notice two particular ones that are missing because I am currently teaching them: [rd] and [rk]. These are hard-working final consonant clusters that I think you will want to include in your website. I have collected a list of common words for each of them, which I would be happy to send to you upon request.

Answer:

Thank you for your kind words and for your offer. Actually, we have a list of words with [r] before the final consonant, including words like "word, work, world, farm, warm, curb, earth, burst", etc. The reason we haven't included them in our lists of final consonant clusters is simple: most of our Russian visitors are studying British English, and they don't pronounce the sound [r] in such cases. But maybe we'll add a list of such words for those who are studying American English.

Inna | 9.11.12

Мне нужно слушать и повторять аудиозаписи с британским произношением. Кое-что нашла на сайте Librivox по вашим ссылкам, но у них каталог очень большой, трудно найти нужное. Подскажите, пожалуйста, как их найти. Спасибо заранее.

Answer:

Акценты чтецов сайта LibriVox (например, British, Canadian, American, Australian) указаны в списке Accents Table на сайте LibriVox. Кликнув на имя чтеца, вы выйдете на страницу с их аудиозаписями, и там можно выбрать интересующее, скачать и слушать. Аудиозаписи, сделанные определенным чтецом, можно найти по имени чтеца в поиске по каталогу LibriVox – выберите More search options и введите имя чтеца в поле Reader.

Svetlana | 22.07.12

Здравствуйте! Приведите пожалуйста несколько примеров, где есть соединение звонких и глухих согласных S и TH. Есть ли у вас где это можно послушать? Спасибо заранее за ответ.

Answer:

Примеры таких сочетаний на стыке слов и внутри слов:

[s], [θ]: plus_three; minus_thirty; sixth; [z], [θ]: Please_thank him. I was_thinking about you.

[θ], [s]: both_sons; two months; two-fifths; five-sevenths; [θ], [z]: both_zoos; the fifth_zone.

[s], [ð]: What's_this? It's_the first story. It's_there. Was Max_there? It fits_them.

[z], [ð]: Is_this a joke? Was_that true? Is_there a library? Where's_that? Does_this work?

[ð], [s]: with_some difficulty; soothe_suffering; [ð], [z]: nice clothes; with_zeros; with_zest.

Отдельного материала для прослушивания трудных сочетаний согласных у нас пока нет. Но в материалах для прослушивания в разделах Phonetics и Phrases есть такие сочетания согласных на стыке слов, там их можно найти и послушать.

Например, в материалах "Listening: Asking for Directions" и "Listening: On the Telephone" в разделе Phrases:

[s], [ð]: The bank will be across_the street, next to the post office.

[z], [ð]: Is_there a restaurant near here? Where is_the nearest drugstore, please? Does_this bus go to the center?

[s], [ð]: Is Alex_there, please? [z], [ð]: Is_this 555-1207?

Произношение звуков [s], [z], [t], [d] перед [ð] можно также послушать в материале "Listening: The House That Jack Built" в разделе Kids.

Yekaterina | 25.01.12

Как правильно произносить односложные английские прилагательные в превосходной степени (интересует произношение суффикса -est)? Большое спасибо!

Answer:

Суффикс -est в прилагательных и наречиях в превосходной степени произносится [ist], а в быстрой разговорной речи может произноситься как [əst], например, nearest ['niərist], ['niərəst]. По фразе Degrees of comparison of adjectives в поиске по сайту можно найти краткое и подробное описание, как образуются степени сравнения прилагательных.

Yekaterina | 25.01.12

можно ли произносить the longest и the strongest как [longst] и [strongst], а не [longist] и [strongist]? или это будет ошибкой? спасибо

Answer:

Произношение суффикса -est без гласного звука будет ошибкой. Кстати, произношение longest, strongest указано ниже в предыдущем сообщении.

Polina | 2.10.11

Я так и не поняла, почему в словах finger, longer нужно после носового звука ng дополнительно произносить звук g? Всегда учили, что носовое ng в таких словах как long, singer должно произноситься без звука g. Есть ли какое-то правило? Спасибо.

Answer:

Правила произношения буквосочетания NG:

1. Если слово оканчивается на NG, произносится звук [ŋ]: king [kiŋ], sing [siŋ], bring [briŋ], long [lo:ŋ], strong [stro:ŋ], wrong [ro:ŋ]. Если к таким словам прибавляются суффиксы или окончания, сочетание NG также произносится [ŋ]: kings [kiŋz], singer ['siŋər], bringing ['briŋiŋ], longed ['lo:ŋd] (очень желал), strongly ['stro:ŋli], wrongful ['ro:ŋfəl].

Исключение составляют суффиксы er, est, используемые для образования степеней сравнения прилагательных. При прибавлении этих суффиксов к прилагательным, оканчивающимся на сочетание NG, к звуку [ŋ] в произношении добавляется звук [g]. Примеры: long [lo:ŋ], longer ['lo:ŋgər], the longest ['lo:ŋgist]; strong [stro:ŋ], stronger ['stro:ŋgər], the strongest ['stro:ŋgist].

2. Если сочетание NG находится не в конце слова, а в середине корня слова или основы, то звук [ŋ] произносится с дополнительным звуком [g]: finger ['fiŋgər], single ['siŋgl], linguist ['liŋgwist], angry ['æŋgri], tango ['tæŋgou], congress ['koŋgres].

Примеры слов с буквосочетанием NG можно посмотреть в материалах Practice Consonants и Practice Consonant Clusters в разделе Phonetics.

Примечание: Сочетание NG может также передавать звуки [n] + [g], например, на стыке между приставкой и корнем: congratulate, engulf, ingredient, ongoing, ungrateful. Сочетание NG может также передавать звуки [n] + [j]: angel, danger, stranger, tangent, congenial.

Karr | 29.07.11

Подскажите, пожалуйста, как правильно произносится окончание -iah в именах собственных? К примеру, все знают, что Mariah - Мэрайя, а не Мария, а как насчет Deliah, Jariah, Marasiah и других подобных? Заранее благодарю.

Answer:

Конечная одиночная буква h в английских именах (и в других словах) не читается. Например, женские имена: Deborah ['debərə]; Delilah [di'lailə]; Dinah ['dainə]; Hannah ['hænə]; Sarah ['seərə]; Susannah [su:'zænə]. Мужские имена: Elijah [i'laijə]; Jonah ['jounə]; Noah ['nouə].

Окончание -iah обычно произносится ['aiə]. Примеры английских имен с таким окончанием:

Женские имена: Keziah [ki'zaiə]; Mariah [mə'raiə]. (Кстати, Maria может быть [mə'ri:ə] или [mə'raiə].) Мужские имена: Isaiah BrE [ai'zaiə], AmE [ai'zeiə]; Jeremiah [jerə'maiə]; Josiah [jou'saiə]; Uriah [yu'raiə]; Zachariah [zækə'raiə].

Указанные вами имена игрушечных героев должны читаться по тем же правилам: Deliah [di'laiə]; Jariah [jə'raiə]; Marasiah [ma:rə'saiə].

Примечание о транскрипции: [ai] как в MY; [ei] как в MAY. В транскрипции указано главное ударение (['hænə]). Если перед слогом, на котором главное ударение, есть еще два слога ([zækə'raiə]), то второстепенное ударение будет на первом из них ('zækə'RAIə).

Жанна | 31.12.10

Пожалуйста, сообщите какие буквы относятся к звонким английским согласным, а какие буквы относятся к английским глухим согласным. С новым годом! Счастья, успехов, радости! С благодарностью Жанна

Answer:

Слово consonants (согласные) может значить consonant letters (согласные буквы) или consonant sounds (согласные звуки). Звонкими или глухими могут быть только звуки. В таблицах English Consonant Sounds в разделе Phonetics можно посмотреть, какие согласные буквы передают глухие звуки, какие передают звонкие звуки, и какие могут передавать и глухой и звонкий звук. Очень кратко согласные также описаны вместе с гласными в статье Vowels Glossary of Terms в разделе Phonetics.

Глухие согласные (voiceless consonants): [p], [t], [k], [f], [θ], [s], [sh], [ch], [h]. Звонкие согласные (voiced consonants): [b], [d], [g], [v], [ð], [z], [zh], [j], [m], [n], [ŋ], [l], [r], [w], [y]. Послушать согласные звуки в коротких словах и контрастные глухие и звонкие звуки можно в материалах Listening for Consonants и Listening for Consonant Contrast в разделе Phonetics. Материал Practice for Consonants в разделе Phonetics можно использовать для дополнительных упражнений на согласные звуки в различных словах.

Спасибо за поздравления. Вас тоже поздравляю с Новым годом.

Boris | 18.10.10

Объясните пожалуйста, почему pl, bl в словах please, blue считается consonant cluster, а в apple, table нет? Разве только в начале слова бывают consonant clusters? Спасибо.

Answer:

Consonant clusters – это такие сочетания согласных, в которых согласные звуки произносятся подряд, смыкаясь друг с другом и не отделяясь друг от друга гласными звуками. Такие кластерные сочетания согласных часто встречаются в начале слова: street, spray, splash, scream, stay, speak, price, break, play, blue, true, dream, cry, clean, globe, free, fly, three, snake, smile, swim, twin, quite и др. Кластеры согласных также могут быть в середине слова, обычно на стыке слогов (explain, lecture, demonstrate), в конце слова (range, attempt, wealth) или на стыке слов (stop crying, this thing, large room).

В вашем примере дело в том, что в начальном положении в слове, между согласными звуками кластера никогда не произносится / не появляется нейтральный звук. А в некоторых конечных сочетаниях согласных, например, pl, bl, cl, gl, fl, tl, dl, tn, dn, sn, sm, thm, нейтральный звук может появляться между этими согласными звуками (особенно в американском произношении), и таким образом consonant cluster исчезает.

Примеры слов, в которых сочетание согласных может или не может рассматриваться как consonant cluster в зависимости от отсутствия или наличия нейтрального звука между согласными звуками в произношении: apple ['æpl] – ['æpəl]; table ['teibl] – ['teibəl]; miracle ['mirəkl] – ['mirəkəl]; eagle ['i:gl] – ['i:gəl]; rifle ['raifl] – ['raifəl]; little ['litl] – ['litəl]; kitten ['kitn] – ['kitən]; lesson ['lesn] – ['lesən]; prism ['prizm] – ['prizəm] и другие подобные.

Денис | 15.12.09

Добрый день! Меня зовут Денис. Помогите пожалуйста научиться произносить звук th.

Answer:

Буквосочетание th может передавать два звука: глухой [θ] и звонкий [ð]. Правил, где и который из них произносится, нет, поэтому слова с ними надо выписать в две колонки и выучить. Примеры слов с этими звуками есть в статье Spelling Patterns for Consonants в разделе Writing, а также в материале Practice for Consonants в разделе Phonetics. Прослушать произношение этих звуков можно в материалах Listening for Consonants (AmE) и Listening for Consonant Contrast (AmE) в разделе Phonetics.

Звук [θ] – глухой: thick, think, thank you, thunder, through, three, method, author, bath, breath [breθ].

Звук [ð] – звонкий: this, that, then, there, they, though, other, mother, father, bathe [beið], breathe [bri:ð].

Начинать изучение произношения звуков нужно с прослушивания фонетических материалов, специально предназначенных для постановки произношения (видеокурсы, аудиокурсы, учебники с аудиозаписями).

Произношение звуков [θ] и [ð]

1. Прислоните боковые стороны языка к верхним коренным зубам. Не прижимайте, просто чтобы прикасались, и там держите. Это положение – исходное положение для произнесения большинства английских согласных звуков, оно помогает контролировать положение языка, чтобы он не опускался слишком вниз, как для русских согласных звуков.

2. Когда боковые части языка слегка прислонены к верхним коренным зубам, передняя часть языка и кончик языка окажутся около / напротив верхних передних зубов. Кончик языка ни к чему не прикасается и не выдвигается до губ, он должен оставаться за верхними передними зубами. Рот слегка приоткрыт, губы не округлены.

3. В таком положении, между передней частью языка и верхними передними зубами есть проход / щель, через который для глухого звука [θ] просто выдуваете воздух. Сначала, для тренировки, выдувайте длительно, непрерывным потоком звука, который должен быть немного похож на шипение. Может сначала получаться [s] или русский звук С, попробуйте не прекращая выдувания подвигать кончик языка чуть выше, чуть ниже, чтобы нащупать, где у вас получается [θ], а где [s]. (Кончик языка для английского звука [s] ставится выше, около альвеол, это бугорки над верхними зубами. Кончик языка для русского звука С ставится ниже, возле верхнего края нижних передних зубов.) Когда убедитесь, что получается поток однообразного глухого звука [θ], сократите его до одного звука [θ] и произносите в словах: thick, thank you, method, truth и т.д.

4. Для звонкого звука [ð] все то же самое, только при выдувании воздуха включите голос. Должно получиться ровное, длительное жужжание, немного щекотное для кончика языка. Опять же, сначала может получиться [z] или русский звук З. Попробуйте сдвигать кончик языка чуть-чуть выше, чуть-чуть ниже, чтобы уловить, где четко получается [ð], а не [z]. Кончик языка для [ð], как и для [θ], находится за верхними передними зубами. (Кончик языка для английского звука [z] ставится выше, около альвеол. Кончик языка для русского звука З ставится ниже, возле верхнего края нижних передних зубов.) Затем произносите звук [ð] в словах: this, that, then, mother и т.д.

5. Нужно убедиться, что получившиеся у вас звуки [θ] и [ð] правильные. Послушайте произношение этих звуков дикторами и сравните свои звуки с теми, которые вы слышите у дикторов, затем еще подредактируйте свое звучание. Можно также сделать запись своего произношения звуков и сравнить с записью диктора, это даст возможность оценить свои звуки более объективно. Только убедившись, что звуки получаются стабильно правильно, можно выучивать положение органов речи для этих звуков и механизм их произнесения путем многочисленного повторения их в разных словах. Иначе можно заучить неправильно, а исправлять заученное всегда очень трудно.

Примечание: Звуки [θ] и [ð] можно также произносить между зубами, образуя щель для выдуваемого воздуха между более опущенной передней частью языка и нижним краем верхних зубов, но в этом случае труднее ощутить разницу по месту произнесения между [θ] и русским звуком С, между [ð] и русским звуком З, поэтому я рекомендую немного более высокий вариант положения передней части языка за верхними зубами, как описано в пунктах 1-4, чтобы при произнесении [θ] и [ð] не сбиваться на привычные русские звуки С и З.

Постановка произношения самостоятельно – дело трудное, особенно если вы чувствуете, что ваш слух не очень помогает вам правильно уловить произношение и проанализировать свой результат. Лучше всего пройти фонетический курс с опытным преподавателем-фонетистом, который не только объяснит, как произносить звуки, но и подскажет, слушая вас, как исправить возникающие ошибки. И поможет вам проделать много фонетических упражнений, чтобы закрепить достигнутое.

Andrey | 30.07.09

В учебниках фонетики говорится, что Y согласная, а у вас на сайте сказано, что Y гласная. Можете обосновать свою точку зрения?

Answer:

Letter Y as a vowel and as a consonant

Буква Y как гласная и как согласная

В русском языке гласные буквы передают гласные звуки, а согласные буквы передают согласные звуки. В английском языке в целом это тоже так, но есть и много отличий. Например, гласная E может не читаться (т.е. не передает звука). Каждая гласная буква может передавать разные гласные звуки, например, E [i:], [i], [e]. Определенные сочетания гласных и согласных могут передавать другие звуки (т.е. не присущие этим буквам по отдельности), например, EW, IEW [yu:]; PH, GH [f]. А две английские буквы Y и W могут передавать как гласные, так и согласные звуки.

Если буква Y стоит одна в слоге после согласной, она функционирует как гласная, самостоятельно образует слог и передает гласные звуки [i], [ai]: crystal, system, mystery, baby, hurry, funny; my, cry, try, type, reply, satisfy, analyze. В таких словах как day, they; boy, toy; buy, eye буква Y обозначает на письме второй компонент дифтонгов [ei], [oi], [ai]. Если буква Y стоит в одном слоге перед гласной, обычно в начале слова, она функционирует как согласная и передает согласный звук [y], который более точно называется semivowel (полугласный звук) или semiconsonant (полусогласный звук): yard, yellow, yes, yet, yield, yoga, you, young. (Транскрипция этого звука обычно дается как [y] или [j], т.е. это звук, похожий на русский звук [й].)

Буква W тоже может функционировать как гласная, передавая гласный звук [u:] как второй компонент дифтонгов [ou], [au]: low, borrow; now, how. Но в отличие от Y и от всех других английских гласных, буква W никогда не может сама образовать слог, поэтому можно описать W как согласную, которая в определенных случаях может передавать гласный звук.

С учетом того, что Y передает три гласных звука и только один согласный / полугласный звук, вполне логично рассматривать ее как гласную, которая в определенных случаях может передавать согласный звук [y] как в yes. Если вы возьмете любой английский текст длиной в две-три страницы, то в нем наверняка будет значительно больше случаев, где Y передает гласные звуки, чем где она передает согласный звук. Почему же Y все-таки относят к согласным?

Так сложилось исторически. В английский язык, как и в другие языки, буква Y пришла как гласная, из латыни, от греческой гласной буквы ипсилон (upsilon). В английском языке уже была гласная I, которая передавала такие же звуки [i], [ai] как и новая буква Y и встречалась в похожих положениях в слове. А похожего на [y] согласного звука в английском языке не было. (В таких словах, как yet, yesterday, yield до того вместо буквы Y была буква G.) Поэтому с течением времени букву Y стали считать и называть согласной. Но и как гласная Y в английском языке осталась, и сейчас есть много слов, где I и Y стоят в похожих положениях в слове: hi – by; dine – dynamic; district – dystrophy; sister – system; Brian – Bryan; Gail – Gayle; Tonia – Tonya. В ряде случаев I и Y могут даже заменять друг друга при прибавлении суффиксов и окончаний: die – dying; study – studying – studied; say – says – said; day – daily; happy – happiness.

Кстати, в некоторых языках буква Y называется игрек (в их вариантах произношения этого слова), что буквально значит i-greek (греческая i). Во французском языке буква Y может давать гласный звук [i], например, cynisme, Yves, symbole, type, tyrannie. В испанском языке буква Y (i griega) и звук [y] считаются согласными (звук похож на русский [й]), но интересно, что английские слова с буквой Y латинского и греческого происхождения в испанском пишутся через гласную I, которая произносится [i]. Например, сравните: (E) system, analysis, type, hydro – (Sp) sistema, analisis, tipo, hidro, т.е. в испанском языке нет двойственной природы Y. Немецкая буква Y называется Ypsilon и встречается в основном в словах латинского и греческого происхождения, например, Symbol, System, Zyklon, Zylinder, и в них звук, который передает Y, звучит приблизительно как узкий долгий английский гласный звук [u:].

Natasha | 17.05.09

У меня тема Ударение в сложных существительных. Не могли бы вы привести 10-15 примеров сложных существительных, в которых первое слово герундий. Просьба показать в них ударения, чтобы было видно, где главное ударение, на герундии или на существительном. Спасибо.

Answer:

Английское сложное существительное (compound noun) состоит из двух компонентов. Второй компонент обычно существительное (noun). Первый компонент чаще всего существительное, но может быть герундий (gerund), прилагательное (adjective), местоимение (pronoun), глагол (verb), предлог (preposition), послелог (postposition), наречие (adverb). Оба компонента ударные, но главное ударение (primary stress) всегда на первом компоненте, именно это и позволяет на слух отличить сложные существительные от свободных сочетаний прилагательного с существительным. Например: GREENhouse (теплица; сложн. сущ.) – green HOUSE (зеленый дом; свободное сочетание прил. + сущ.). Компоненты в сложных существительных могут писаться через дефис, раздельно или слитно в зависимости от того, какой вариант (или варианты) принят.

Посмотрите Stress in Compound Words в разделе Phonetics. Прослушать сложные существительные можно в материале Listening for Stress in Compound Words в разделе Phonetics. Кое-что по этой теме и некоторые примеры сложных существительных (не с герундием) есть в материалах Hyphen with Prefixes, Prefixes, with Meanings and Examples, Latin and Greek Number Prefixes в разделе Writing.

Примеры сложных существительных с герундием в качестве первого компонента даны ниже. Главное ударение показано заглавными буквами.

CARVing knife, CHEWing gum, CLEANing woman, DIVing board, DRESSing room, DRINKing water, FISHing rod, FRYing pan, LIVing room, LOOKing-glass, PARKing lot, PRINTing press, READing lamp, SEWing machine, SLEEPing car, SPEEDing ticket, SWIMming pool, WAITing period, WAITing room, WALKing stick, WASHing machine, WHIPping boy, WRITing desk.

Студенты часто задают вопрос, герундий или существительное в первой части, особенно если такое существительное с суффиксом -ing существует, например слово reading в сложном существительном reading lamp; writing в writing desk. Иногда бывает вопрос, герундий или причастие настоящего времени (present participle) в первой части, например, слово sewing в сложном существительном sewing machine; printing в printing press; carving в carving knife. Такие вопросы не лишены основания, но принято считать, что в таких сложных существительных первый компонент герундий, т.к. они понимаются как a lamp for reading, a desk for writing, a machine for sewing, a knife for carving. О различиях между герундием и существительным, оканчивающимся на суффикс -ing, можно прочитать в ответе на сообщение от Katerina (от 29.04.09) здесь в разделе Messages, в подразделе Messages about Grammar (Verbals).

Jemma | 9.11.08

Здравствуйте! У вас в English Vowel Sounds в примечании написано про дифтонги [au], [ai], [ou], [oi], [ei], но ничего не сказано про дифтонги [uə], [iə], [eə]. И про трифтонги [aiə], [auə] тоже ничего нет. Я сейчас пишу доклад по гласным звукам, мне нужно все собрать в полную картину. Не могли бы вы ответить про данные дифтонги и трифтонги. Спасибо.

Answer:

Diphthongs and triphthongs in British English and American English

Дифтонги и трифтонги в британском английском и американском английском

Дифтонг – это один сложный гласный звук, который состоит из двух компонентов: 1. the nucleus – главный, ударный, сильный начальный звук; 2. the glide – слабый, скользящий завершающий звук. Дифтонг неделим и образует один слог.

Британские и американские лингвисты по-разному рассматривают дифтонги и выделяют разное количество дифтонгов. В американской фонетике в основном выделяется пять дифтонгов: [au], [ai], [ei], [ou], [oi].

Указанные вами звуки [uə], [iə], [eə] в основном встречаются перед согласной буквой R, которая всегда озвучивается в американском варианте произношения. Американские словари обычно дают для таких слов следующую транскрипцию: tour [toor], [tur]; pure [pyoor], [pyur]; near [ni:r], [nir]; beer [bi:r], [bir]; care [ker], bear [ber]. Т.е. (стабильного) дифтонга здесь нет, т.к. нейтральный звук (the neutral sound, the schwa) может выпадать перед озвученным согласным звуком [r] в американском произношении. В британском английском звук [r] в таких словах не озвучивается, и в конце слова звучит нейтральный звук: tour [tuə], pure [pyuə], near [niə], beer [biə], care [keə], bear [beə], т.е. в британском английском дифтонги [uə], [iə], [eə] есть.

Звуки [uə], [iə] перед другими согласными, например, в словах fuel, real, idea, ideal, по американским нормам не являются дифтонгами, т.к. нейтральный звук находится в другом (соседнем) слоге, т.е. эти случаи не подходят под определение дифтонга. Сравните количество слогов:

BrE i-dea – AmE i-de-a; BrE real – AmE re-al; BrE fuel – AmE fu-el.

Примерно то же самое можно сказать про звуки [aiə], [auə]. По правилам, трифтонг, как и дифтонг, должен быть в одном слоге и представлять собой один сложный гласный звук, состоящий из трех компонентов. Такую комбинацию можно найти только в словах типа fire, hire, require; our, hour, sour в британском произношении, где не озвучивается конечный звук [r]. В таких словах как dial, quiet, buyer, iron; towel, flower фактически не трифтонг, а два звука: [ai] + [ə] или [ai] + [ər]; [au] + [ə] или [au] + [ər] в соседних слогах: di-al, qui-et, buy-er, i-ron; tow-el, flow-er, pow-er, т.е. эти случаи не подходят под определение трифтонга.

Примечание: Нейтральный звук может быть не виден в Internet Explorer 6. Если вы видите пустую коробочку в транскрипции, то в ней стоит нейтральный звук.

Tonya | 31.07.08

Hi! Your site is very useful! I'd like to thank you! And one point: I want to improve my English by speaking to the tutor. I want to take individual lessons with him. May be you can help me? May be you know someone who gives these kind of lessons? Thank you anyway! Best regards.

Answer:

I'm glad that the site Useful English is useful to you. If you want to find a tutor to help you improve your speaking skills, try asking at English courses in your city. Many courses offer individual lessons in addition to their regular program.

Victor | 12.10.07

Dear Galina! Your site is great! I never seen before like it. Now I study English but I have problem with listening. Have you got any exercises for improve it? I have some difficulty in English and I hope you can help me. Sincerely yours, Victor.

Answer:

Thank you, Victor. I appreciate your kind words.

If you have a problem with listening and understanding, the best exercise is listening and repeating. It's important to listen to slower English speech at first, to understand stress, rhythm and intonation. Read my materials on sounds and stress in the section Phonetics (there will be new materials soon) and then go to the site trainyouraccent.com. There are many simple stories for listening there, with text transcripts. As you listen, mark stressed words – they are your key to understanding the meaning of the sentence. The unstressed function words are pronounced less distinctly, because they are not that important for understanding. This "stressed-unstressed" pattern is what makes English speech difficult for us. Try to repeat audio materials with the speaker's stress and rhythm and practice it regularly. Such exercises will help you to understand faster speech later on.

By the way, one of the best textbooks that help students to improve listening and speaking skills is Interchange. (See its description at the end of Standard and Slang in the section Idioms.)

Спасибо, Victor. Я ценю ваши добрые слова.

Если у вас трудности с прослушиванием и пониманием, лучшее упражнение – слушать и повторять. Важно сначала слушать более медленную английскую речь, чтобы понять ударения, ритм и интонацию. Прочитайте мои материалы по звукам и ударению в разделе Phonetics (скоро будут новые материалы), а затем пойдите на сайт trainyouraccent.com. Там много простых историй для прослушивания, с текстами записи. Когда слушаете, отмечайте ударные слова – они ваш ключ к пониманию значения предложения. Неударные служебные слова произносятся менее отчетливо, т.к. они не так уж важны для понимания. Эта модель «ударный-неударный» как раз то, что делает английскую речь трудной для нас. Старайтесь повторять аудиоматериалы с ударениями и ритмом диктора и практикуйте это регулярно. Такие упражнения помогут вам понимать более быструю речь в дальнейшем.

Кстати, один из лучших учебников, которые помогают студентам улучшить навыки слушания и говорения – Interchange. (Посмотрите его описание в конце статьи Standard and Slang в разделе Idioms.)